Программы

Как это сделано, как это работает, как это устроено. Принципы работы ускорителей

Сегодня мы расскажем как из простого листа бумаги сделать уменьшенную модель космического челнока – Шатл .

Надеемся, что Шатл из бумаги станет хорошим дополнением, опубликованных ранее инструкций по складыванию .

Справка: Шатл – американский космический корабль многоразового использования, который использовался для доставки грузов на земную орбиту. Начиная с 1981 года до 2011 года, американским космическим агентством NASSA было создано пять шатлов.

Складываем Шатл из бумаги

Для того чтобы сделать летающую модель Шатла из бумаги понадобится обычный прямоугольный лист бумаги формата А-4, который нужно будет сложить согласно приведенной инструкции:

  1. Сложите лист бумаги пополам, как на рисунке ниже.

    Складываем лист пополам

  2. Затем, от правого нижнего угла отмерьте 4 см и сделайте линию изгиба, которую следует заправить его в середину.

    Теперь сложите правый угол

  3. После этого переходим к изготовлению крыльев, для этого необходимо отступить 2 см от левого нижнего угла и согнуть два крыла.

    Отступите 2 см и согните крылья

  4. Теперь согните края крыльев, как на рисунке ниже.

    Сгибаем края крыльев

  5. Поверните шатл, как на рисунке, и согните крылья в уровень с корпусом корабля.

    Еще раз сгибаем крылья

  6. Снова согните крылья, однако уже вверх.

    И еще раз сгибаем крылья

  7. Шатл – ГОТОВ!

Для того чтобы бумажный шатл получился более аккуратным и красивым, предлагаем распечатать на принтере следующую схему шатла из бумаги.

Посмотрите видео мастер-класс «Как сделать Шатл из бумаги».

Изначально программа спейс шаттл была очень амбициозна. Планировалось, что каждый челнок будет способен до 100 раз стартовать в космос. Но к сегодняшнему дню было совершено всего 134 полета. Завершающая экспедиция «Атлантиса» станет 135-ой. Успехи и неудачи шли бок о бок на протяжении всей истории проекта. Дважды программа спейс шаттл приостанавливалась - в 1986, после гибели «Челленджера», и в 2003, когда шаттл «Колумбия» сгорел при посадке. В результате этих катастроф погибло четырнадцать астронавтов. И все же космические челноки сыграли важнейшую роль в освоении космического пространства. Проект по созданию МКС был бы невозможен без космических челноков, равно как и обслуживание космического телескопа «Хаббл».

В июле 2011 года программа спейс шаттл подходит к концу. В связи с этим предлагаем 40 фото, иллюстрирующие историю пилотируемого космического проекта США последних тридцати лет.

Историческая фотография - первый старт в рамках программы спейс шаттл. «Колумбия» отправилась в космос 12 апреля 1981 года. Экипаж STS-1 состоял из двух человек: командира Джона Янга (John Young) и пилота Роберта Криппена (Robert Crippen). Фото: Reuters/NASA/KSC

Первый построенный шаттл, «Энтерпрайз», был впервые показан в Пальмдейле, Калифорния, 17 сентября 1975 года. На фото - актеры из сериала Star Trek. Слева направо: Леонард Нимой (Leonard Nimoy), Джордж Такеи (George Takei), ДеФорест Келли (DeForest Kelly) и Джеймс Дуган (James Doohan). Шаттл «Энтерпрайз» никогда не поднимался в космос. Фото: AP Photo

Программа спейс шаттл берет начало еще в 60-х годах, до высадки американцев на Луну. Поэт Евгений Евтушенко (слева) прибыл на мыс Канаверал в составе советской делегации 15 апреля 1972 года на запуск к Луне «Аполлона-16». На этой фотографии тогдашний директор космического центра им. Кеннеди Курт Дебус (Kurt H. Debus) объясняет Евтушенко концепцию программы спейс-шаттл. При этом поэт задумчиво смотрит на макет космического челнока. Фото: AP Photo

Модель шаттла, установленного на Боинг-747, внутри аэродинамического туннеля. Снимок 6 ноября 1975 года. Фото: NASA

«Пасфайндер» (Pathfinder), модель шаттла в натуральную величину, в космическом центре им. Кеннеди, 19 октября 1978 года. Фото: NASA

1 февраля 1977 года. Самый большой элемент системы спейс шаттл - внешний бак для жидкого топлива. Он имеет 46 метров в длину и около 8 метров в диаметре. Фото: NASA

15 февраля 1977 года, аэродинамический туннель. Техник устанавливает датчики на модель шаттла. Фото: NASA

Шаттл «Энтерпрайз» в свободном парении во время второго испытательного полета 1 января 1977 года. Всего было совершено 5 полетов «Энтерпрайза», в которых отрабатывалось приземление космических челноков. Последние два полета совершались уже без хвостового конуса, который был снят для максимально точной проверки посадочных характеристик шаттла. Фото: NASA

Программа спейс шаттл начинается. 29 декабря 1980 года «Колумбия» готовится к первому полету в космос. Фото: Reuters/NASA/KSC

Астронавты Джон Янг (слева) и Роберт Криппен (справа) составили экипаж STS-1. Шаттл «Колумбия» стартовал 12 апреля 1981 года, ровно через 20 лет после полета Юрия Алексеевича Гагарина. На снимке астронавты изображены во время тренировок в космическом центре им. Кеннеди 10 октября 1980 года. Фото: Reuters/NASA/KSC

Директор полета Чарльз Льюис (Charles R. Lewis, - слева) в контрольной комнате ЦУПа. Апрель 1981 года. Фото: NASA

Только что произошло отделение отработавших твердотопливных ускорителей, а шаттл «Колумбия» продолжает восхождение на орбиту. На борту - астронавты Джон Янг и Роберт Криппен. С полетом STS-1 возобновились пилотируемые космические полеты США. Произошло это спустя 6 лет после завершения программы «Аполлон» (1975 год). Фото: NASA

14 апреля 1981 года, спустя два дня после старта, шаттл «Колумбия» успешно приземлился на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. Фото: NASA/JSC

Шаттл «Колумбия» на борту Боинга-747 поднимается в воздух с авиабазы Эдвардс. 25 ноября 1981 года. Фото: AP Photo/Lennox McLendon

Шаттл «Челленджер» на орбите Земли. Астронавт Салли Райд (Sally Ride), специалист миссии STS-7, следит за контрольными мониторами из кресла пилота. 25 июня 1983 года. Фото: Reuters/NASA

Авиабаза Ванденберг, Калифорния. Шаттл «Энтерпрайз» перевозится по специально расширенной дороге. 1 февраля 1985 года. Фото: Bill Thompson/USAF

Шаттл «Энтерпрайз» на стартовой платформе. Авиабаза Ванденберг, 1 февраля 1985 года. Несмотря на предстартовую картину, «Энтерпрайз» целиком никогда не поднимался в космос. А вот его детали использовались для других шаттлов. Фото: Bill Thompson/USAF

Шаттл «Дискавери» совершает посадку на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. 26-ая космическая миссия завершена. Фото: Mike Haggerty/USAF

Криста МакОлифф (Christa McAuliffe) в командирском кресле на симуляторе в космическом центре им. Джонсона, Хьюстон, 13 сентября 1985 года. Бывшая учительница выиграла национальный конкурс на право лететь в космос, который был организован президентом США Рональдом Рейганом. Став первым астронавтом-непрофессионалом, Криста МакОлифф вошла в экипаж «Челленджера». Шаттл должен был доставить ее и еще шесть членов экипажа на орбиту в январе 1986 года. Фото: AP Photo

Ледяные сосульки на оборудовании стартовой площадки 39-В мыса Канаверал 27 января 1986 года накануне злополучного старта «Челленджера». Фото: AP Photo/NASA

Наблюдатели в VIP-ложе следят за стартом «Челленджера» 28 января 1986 года. Фото: AP Photo/Bruce Weaver

В результате катастрофы «Челленджера» программа спейс шаттл была прервана на 2,5 года. Взрыв произошел спустя 73 секунды после запуска челнока. Погибли все семь членов экипажа. Фото: NASA

Только что взорвался шаттл «Челленджер». Реакция публики. Мыс Канаверал, Флорида, 28 января 1986 года. Фото: AP Photo

Шаттлы «Колумбия» (слева) и «Атлантис» (справа). Фото: NASA

Старт шаттла «Индевор» с борта самолета F-15C Национальной гвардии США. 5 декабря 2001 года. Фото: Shaun Withers/USAF

«Рыбий глаз» сфотографировал Землю и шаттл «Атлантис» с борта станции «Мир» 29 июня 1995 года. Фото: NASA/JSC

Космонавт Валерий Поляков смотрит из иллюминатора станции «Мир» на стыковку с ней шаттла «Дискавери». 8 января 1994 года. Фото: NASA

Испытания модифицированного главного двигателя шаттла в центре им. Маршалла. 22 декабря 1993 года. Фото: NASA/MSFC

Испытание материалов обшивки шаттла на жаростойкость в Ленгли. 1975 год. Фото: NASA

Кадр из видео НАСА. Шаттл «Колумбия» во время посадки 7 декабря 1996 года. Слева виден силуэт командира экипажа STS-80 Кеннета Кокрэлла (Kenneth Cockrall) на фоне пылающей оранжевым светом плазмы за иллюминаторами челнока. Фото: NASA/Getty Images

1 февраля 2003 года шаттл «Колумбия» разрушился в небе над Техасом на высоте 65 км и при скорости около 5 км/с. Все семь членов экипажа погибли. Фото: AP Photo/Jason Hutchinson

13 марта 2003 года. Шаттл «Колумбия», вернее, то, что от него осталось, на полу ангара. Число найденных обломков еще будет расти. Фото: Reuters/NASA

Шаттл «Дискавери» стартует с 10-дневной миссией по обслуживанию телескопа «Хаббл». Фото: NASA

«Индевор» на рассвете. Центр Эймса-Драйдена, Калифорния. Фото: NASA/Les Teal

Шаттл «Дискавери» летит на радость детям. В составе миссии STS-95 в космос полетел астронавт Джон Гленн (John Glenn) - впервые за 36 лет. Фото: Reuters

Отработка эвакуации экипажа из кабины горящего шаттла проводится на макете в Пальмсдейле, Калифорния. 16 апреля 2005 года. Фото: NASA/Tony Landis

Всего через несколько дней, 8 июля 2011 года отправится в космос шаттл «Атлантис». На этом программа спейс шаттл завершится, и это означает конец целой эпохи в пилотируемой космонавтике.

Изначально программа спейс шаттл была очень амбициозна. Планировалось, что каждый челнок будет способен до 100 раз стартовать в космос. Но к сегодняшнему дню было совершено всего 134 полета. Завершающая экспедиция «Атлантиса» станет 135-ой. Успехи и неудачи шли бок о бок на протяжении всей истории проекта. Дважды программа спейс шаттл приостанавливалась - в 1986, после гибели «Челленджера», и в 2003, когда шаттл «Колумбия» сгорел при посадке. В результате этих катастроф погибло четырнадцать астронавтов. И все же космические челноки сыграли важнейшую роль в освоении космического пространства. Проект по созданию МКС был бы невозможен без космических челноков, равно как и обслуживание космического телескопа «Хаббл».

В июле 2011 года программа спейс шаттл подходит к концу. В связи с этим предлагаем 40 фото, иллюстрирующие историю пилотируемого космического проекта США последних тридцати лет.

Историческая фотография - первый старт в рамках программы спейс шаттл. «Колумбия» отправилась в космос 12 апреля 1981 года. Экипаж STS-1 состоял из двух человек: командира Джона Янга (John Young) и пилота Роберта Криппена (Robert Crippen). Фото: Reuters/NASA/KSC

Первый построенный шаттл, «Энтерпрайз», был впервые показан в Пальмдейле, Калифорния, 17 сентября 1975 года. На фото - актеры из сериала Star Trek. Слева направо: Леонард Нимой (Leonard Nimoy), Джордж Такеи (George Takei), ДеФорест Келли (DeForest Kelly) и Джеймс Дуган (James Doohan). Шаттл «Энтерпрайз» никогда не поднимался в космос. Фото: AP Photo

Программа спейс шаттл берет начало еще в 60-х годах, до высадки американцев на Луну. Поэт Евгений Евтушенко (слева) прибыл на мыс Канаверал в составе советской делегации 15 апреля 1972 года на запуск к Луне «Аполлона-16». На этой фотографии тогдашний директор космического центра им. Кеннеди Курт Дебус (Kurt H. Debus) объясняет Евтушенко концепцию программы спейс-шаттл. При этом поэт задумчиво смотрит на макет космического челнока. Фото: AP Photo

Модель шаттла, установленного на Боинг-747, внутри аэродинамического туннеля. Снимок 6 ноября 1975 года. Фото: NASA

«Пасфайндер» (Pathfinder), модель шаттла в натуральную величину, в космическом центре им. Кеннеди, 19 октября 1978 года. Фото: NASA

1 февраля 1977 года. Самый большой элемент системы спейс шаттл - внешний бак для жидкого топлива. Он имеет 46 метров в длину и около 8 метров в диаметре. Фото: NASA

15 февраля 1977 года, аэродинамический туннель. Техник устанавливает датчики на модель шаттла. Фото: NASA

Шаттл «Энтерпрайз» в свободном парении во время второго испытательного полета 1 января 1977 года. Всего было совершено 5 полетов «Энтерпрайза», в которых отрабатывалось приземление космических челноков. Последние два полета совершались уже без хвостового конуса, который был снят для максимально точной проверки посадочных характеристик шаттла. Фото: NASA

Программа спейс шаттл начинается. 29 декабря 1980 года «Колумбия» готовится к первому полету в космос. Фото: Reuters/NASA/KSC

Астронавты Джон Янг (слева) и Роберт Криппен (справа) составили экипаж STS-1. Шаттл «Колумбия» стартовал 12 апреля 1981 года, ровно через 20 лет после полета Юрия Алексеевича Гагарина. На снимке астронавты изображены во время тренировок в космическом центре им. Кеннеди 10 октября 1980 года. Фото: Reuters/NASA/KSC

Директор полета Чарльз Льюис (Charles R. Lewis, - слева) в контрольной комнате ЦУПа. Апрель 1981 года. Фото: NASA

Только что произошло отделение отработавших твердотопливных ускорителей, а шаттл «Колумбия» продолжает восхождение на орбиту. На борту - астронавты Джон Янг и Роберт Криппен. С полетом STS-1 возобновились пилотируемые космические полеты США. Произошло это спустя 6 лет после завершения программы «Аполлон» (1975 год). Фото: NASA

14 апреля 1981 года, спустя два дня после старта, шаттл «Колумбия» успешно приземлился на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. Фото: NASA/JSC

Шаттл «Колумбия» на борту Боинга-747 поднимается в воздух с авиабазы Эдвардс. 25 ноября 1981 года. Фото: AP Photo/Lennox McLendon

Шаттл «Челленджер» на орбите Земли. Астронавт Салли Райд (Sally Ride), специалист миссии STS-7, следит за контрольными мониторами из кресла пилота. 25 июня 1983 года. Фото: Reuters/NASA

Авиабаза Ванденберг, Калифорния. Шаттл «Энтерпрайз» перевозится по специально расширенной дороге. 1 февраля 1985 года. Фото: Bill Thompson/USAF

Шаттл «Энтерпрайз» на стартовой платформе. Авиабаза Ванденберг, 1 февраля 1985 года. Несмотря на предстартовую картину, «Энтерпрайз» целиком никогда не поднимался в космос. А вот его детали использовались для других шаттлов. Фото: Bill Thompson/USAF

Шаттл «Дискавери» совершает посадку на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. 26-ая космическая миссия завершена. Фото: Mike Haggerty/USAF

Криста МакОлифф (Christa McAuliffe) в командирском кресле на симуляторе в космическом центре им. Джонсона, Хьюстон, 13 сентября 1985 года. Бывшая учительница выиграла национальный конкурс на право лететь в космос, который был организован президентом США Рональдом Рейганом. Став первым астронавтом-непрофессионалом, Криста МакОлифф вошла в экипаж «Челленджера». Шаттл должен был доставить ее и еще шесть членов экипажа на орбиту в январе 1986 года. Фото: AP Photo

Ледяные сосульки на оборудовании стартовой площадки 39-В мыса Канаверал 27 января 1986 года накануне злополучного старта «Челленджера». Фото: AP Photo/NASA

Наблюдатели в VIP-ложе следят за стартом «Челленджера» 28 января 1986 года. Фото: AP Photo/Bruce Weaver

В результате катастрофы «Челленджера» программа спейс шаттл была прервана на 2,5 года. Взрыв произошел спустя 73 секунды после запуска челнока. Погибли все семь членов экипажа. Фото: NASA

Только что взорвался шаттл «Челленджер». Реакция публики. Мыс Канаверал, Флорида, 28 января 1986 года. Фото: AP Photo

Шаттлы «Колумбия» (слева) и «Атлантис» (справа). Фото: NASA

Старт шаттла «Индевор» с борта самолета F-15C Национальной гвардии США. 5 декабря 2001 года. Фото: Shaun Withers/USAF

«Рыбий глаз» сфотографировал Землю и шаттл «Атлантис» с борта станции «Мир» 29 июня 1995 года. Фото: NASA/JSC

Космонавт Валерий Поляков смотрит из иллюминатора станции «Мир» на стыковку с ней шаттла «Дискавери». 8 января 1994 года. Фото: NASA

Испытания модифицированного главного двигателя шаттла в центре им. Маршалла. 22 декабря 1993 года. Фото: NASA/MSFC

1 февраля 2003 года шаттл «Колумбия» разрушился в небе над Техасом на высоте 65 км и при скорости около 5 км/с. Все семь членов экипажа погибли. Фото: AP Photo/Jason Hutchinson

13 марта 2003 года. Шаттл «Колумбия», вернее, то, что от него осталось, на полу ангара. Число найденных обломков еще будет расти. Фото: Reuters/NASA

Шаттл «Дискавери» стартует с 10-дневной миссией по обслуживанию телескопа «Хаббл». Фото: NASA


Программа Спейс Шаттл (Space shuttle)

Космический челнок. Предполагалось, что он будет сновать с Земли на орбиту и обратно как челнок ткацкого станка. Программа создания шаттлов началась в 1971 году. В 1975 году был построен прототип (не летавший в космос) Enterprise, далее построено ещё 5 - Columbia, Challenger, Discovery, Atlantis и Endeavour. Первый шаттл Columbia стартовал 12 апреля 1981 года, последний - Atlantis - 8 июля 2011 года. Два шаттла погибли - Challenger (28 января 1986, на старте) и Columbia (1 февраля 2003, при посадке). Всего за срок действия программы было осуществлено всего 135 пусков, хотя изначально предполагалось 32 пуска в год и 100 пусков на каждый шаттл.

Небольшое и лирическое отступление.

Мы с женой очень интересуемся космосом, причём жена, наверное, даже больше меня. Как-то, просматривая один из сайтов по космической тематике, увидели эту модель в продаже. Подкупило именно наличие стартовой площадки. Я решил снова (в четвёртый раз) обратиться к моделизму. В первый раз это было лет так 35 назад. Я склеил все танки от Огонька, что были в продаже. Следующий подход был через 5 лет - самолёты от Frog. Я тогда даже один покрасил в камуфляж взятым взаймы аэрографом. Потом пришлось бороться за место под солнцем и стало не до моделизма. Ещё лет через 10 начал собирать модели с ребёнком, но он подрос, моделизм его как-то не увлёк и мне пришлось свернуть данное мероприятие (отобрали рабочее место). И вот пришла четвёртая попытка... Я купил красок, химии, аэрограф с компрессором, и, конечно, кошек разной сложности (ибо собирать эту модель - испугался). Хотя, теперь, мне модель кажется не очень сложной, просто деталей много.

Покупка

Пока я готовился и тренировался (на самом деле сделал большую ошибку в выборе первых моделей и чуть не бросил данное занятие), на том космическом сайте модель пропала - видимо купили, несмотря на цену в 15900 рублей. Начал искать. Как бы в наличии она была на одном единственном модельном сайте (в России). Заказал. Пришло письмо, что они будут её искать. Спросил - найдут ли - ответили, что всё будет хорошо, только ждите, пока не будет поставки. Изучив ситуацию, понял, что если Revell и выпустит её снова, то совсем не быстро - на сайте Revell модели не было, тем более, что Revell позиционировал её как Limited Edition. Пришлось искать дальше и нашёл её только на ebay где-то в Германии в небольшом модельном магазине. Заказал и оплатил 5 февраля. 22 февраля с почты (на самом деле я очень боюсь связываться со своей почтой - как-то заказывал из Штатов - так они умудрились отправить две посылки обратно, несмотря на то, что ходил через день и спрашивал) пришла СМС о приходе посылки, причём в нерабочее для почты время. 24 февраля с утра ломанулся получать. Обошлось всё - 169.98$ модель + 24.99$ доставка. В рублях - банком списано 15302 руб.

Модель

Коробка с моделью, что на фото, была упакована ещё в фирменную Ревелловскую коробку из толстого картона и сверху обклеена ещё одной коробкой. Содержимое не пострадало, хотя наружная коробка была повреждена в нескольких местах. Далее буду рассказывать только про коробку с картинкой.

Размер коробки - 752х514х120 мм. В качестве масштаба сфотографировал с маленькой коробкой "Звезды" 35 масштаба (они туда пакуют солдатиков и прочую мелочь). Коробка разделена на три части, также как и инструкция - пусковая установка, шаттл и ракета-носитель. В коробке 21 литник стартовой площадки, 4 литника шаттла, 4 литника ракеты-носителя (всё белого цвета) и 1 прозрачный литник с подставкой и остеклением шаттла. Так же в коробке была реклама допов для модели от фирмы LVM Studios , но на их цену у меня развивается амфибиотрофная асфиксия (последнее фото).

Присутствуют и утяжины и облой. Много следов от толкателей, но пока не понятно, будут ли они видимы. Стыкуемость пока не проверял. Причём, качество меняется в зависимости от "части" модели. Самый ужасный собственно шаттл, потом ракета-носитель, и, самый лучший - стартовый комплекс.
Вообще модель вызывает довольно противоречивые чувства - она какая-то "игрушечная". Не, детали вроде бы чёткие, но, видимо, не хватает, каких-то мелочей, очень странно смотрятся большие и ровные пространства "без ничего".

Декали позволяют собрать Discovery до 1998 и в 2011, Endeavour 1998 / после 1998, а также Anlantis и Enterprise.

Собирать, скорее всего, буду Atlantis, как последний из шаттлов.

May 3rd, 2016

Одним из главных элементов экспозиции национального музея авиации и космонавтики Smithsonian (Центр имени Удвара Хейзи) является космический шаттл “Дискавери”. Собственно данный ангар в первую очередь и был построен, чтобы принять космический корабль NASA после завершения программы Спейс Шаттл. В период активного использования челноков, в центре Удвара Хейзи был выставлен тренировочный корабль Энтерпрайз, использовавшийся для испытаний в атмосфере и как весово-габаритная модель, перед созданием первого, по-настоящему космического челнока “Колумбии”.


Космический шаттл “Дискавери”. За 27 лет службы этот челнок побывал в космосе 39 раз.

Корабли построенные в рамках программы «Космическая транспортная система»
Схема корабля

К сожалению, большей части амбициозных планов агентства так и не суждено было сбыться. Высадка на Луне решила все политические задачи США в космосе на тот момент, а практического интереса полёты в дальний космос не представляли. Да и интерес общественности стал угасать. Кто сейчас сходу вспомнит имя третьего человека на Луне? На момент последнего полёта корабля Аполлон по программе "Союз-Апполон" в 1975 году финансирование американского космического агентства было радикально сокращено по решению президента Ричарда Никсона.

У США были более насущные проблемы и интересы на Земле. В итоге дальнейшие пилотируемые полёты американцев вообще оказались под вопросом. Недостаток финансирования и повышенная солнечная активность привели и к тому, что NASA потеряла станцию Skylab , проект, намного опередивший своё время и имевший преимущества даже перед сегодняшней МКС. У агентства просто не было кораблей и носителей, чтобы вовремя поднять её орбиту, и станция сгорела в атмосфере.

Спейс Шаттл "Дискавери" - носовая часть
Видимость из кабины пилотов достаточно ограниченная. Также видны носовые форсунки двигателей системы ориентации.

Всё, что на тот момент удалось сделать NASA, это подать программу космического челнока как экономически целесообразную. Спейс Шаттл должны были взять на себя как обеспечение пилотируемых полётов, запуск спутников, а так же их ремонт и обслуживание. NASA обещала взять на себя все запуски космических аппаратов, включая военные и коммерческие, что за счёт использования многоразового корабля, могло бы вывести проект на самоокупаемость при условии нескольких десятков запусков в год.

Спейс Шаттл "Дискавери" - крыло и панель питания
В задней части челнока, возле двигателей видна панель питания, через которую корабль был подсоединён на стартовом столе, в момент запуска панель отделялась от челнока.

Забегая вперёд, скажу, что на самоокупаемость проект так никогда и не вышел, но на бумаге всё выглядело достаточно гладко (возможно так и было задумано), поэтому на строительство и обеспечение кораблей деньги выделены были. К сожалению, построить новую станцию у NASA возможности не было, все тяжёлые ракеты “Сатурн” были истрачены в лунной программе (последняя запустила Skylab), а на строительство новых не было средств. Без космической станции Спейс Шаттл имели достаточно ограниченное время пребывания на орбите (не более 2 недель).

Вдобавок запасы dV многоразового корабля были намного меньше, чем у одноразовых советских Союзов или американских же Аполлонов. В результате Спейс Шаттл имел возможность выхода лишь на низкие орбиты (до 643 км), во многом именно этот факт предопределил, что и на сегодняшний день, 42 года спустя, последним пилотируемым полётом в дальний космос была и остаётся миссия Аполлона-17.

Хорошо видны крепления створок грузового отсека. Они достаточно маленькие и сравнительно хрупкие, так как грузовой отсек открывался только в невесомости.

Спейс Шаттл “Индевор” с открытым грузовым отсеком. Сразу позади кабины экипажа виден стыковочный узел для работы в составе МКС.

Космические челноки были способы поднимать на орбиту экипаж до 8 человек и, в зависимости от наклонения орбиты, от 12 до 24,4 тонн грузов. И, что немаловажно, спускать с орбиты грузы весом до 14,4 тон и выше при условии, что они вмещались в грузовой отсек корабля. Советские и российские космические аппараты такими возможностями не обладают до сих пор. Когда NASA опубликовала данные по грузоподъёмности грузового отсека Спейс Шаттл, в Советском Союзе всерьёз рассматривали идею похищения советских орбитальных станций и аппаратов кораблями Спейс Шаттл. Предлагалось даже оснащать советские пилотируемые станции вооружением, для защиты от возможного нападения челнока.

Сопла системы ориентации корабля. На тепловой обшивке хорошо видны следы от последнего входа корабля в атмосферу.

Корабли Спейс Шаттл активно использовались для орбитальных запусков беспилотных аппаратов, в частности, космического телескопа Хаббл. Наличие экипажа и возможность ремонтных работ на орбите позволяли избегать постыдных ситуаций в духе Фобос-Грунт. Так же Спейс Шаттл работал с космическими станциями по программе Мир-Спейс Шаттл в начале 90-х и до недавнего времени доставлял модули для МКС, которые при этом не требовалось оснащать собственной двигательной установкой. Из-за высокой стоимости полётов полностью обеспечить ротацию экипажей и снабжение МКС (по задумке разработчиков - свою основную задачу) корабль не смог.

Спейс Шаттл "Дискавери" - керамическая обшивка.
Каждая плитка обшивки имеет свой серийный номер и обозначение. В отличии от СССР, где для программы “Буран” плитки керамической обшивки делали с запасом, НАСА построила цех где специальная машина по серийному номеру изготавливала плитку нужных размеров автоматически. После каждого полёта приходилось заменять несколько сотен таких плиток.

Схема полёта корабля

1. Старт - зажигание двигательные установки I и II ступеней, управление полетом осуществляется отклонением вектора тяги двигателей челнока, и до высоты порядка 30 километров дополнительно управление обеспечивается отклонением руля. Ручное управление на этапе взлёта не предусмотрено, корабль управляется компьютером, аналогично обычной ракете.

2. Отделение твердотопливных ускорителей происходит на 125 секунде полета при достижении скорости 1390 м/с и высоты полета около 50 км. Чтобы не повредить челнок, они отделяются с помощью восьми малых ракетных двигателей на твердом топливе. На высоте 7,6 км ускорители раскрывают тормозной парашют, а на высоте 4,8 км - основные парашюты. На 463 секунде с момента старта и на расстоянии 256 км от места старта происходит приводнение твердотопливных ускорителей, после чего их буксируют к берегу. В большинстве случаев ускорители удавалось заправлять и использовать повторно.

Видеозапись полёт в космос с камер твердотопливных ускорителей.

3. На 480 секунде полета происходит отделение подвесного топливного бака (оранжевого цвета), учитывая скорость и высоту отделения, спасение и повторное использование топливного бака потребовало бы оснастить его такой же тепловой защитой, как и сам челнок, что, в конечном счёте, сочли нецелесообразным. По баллистической траектории бак падает в Тихий или Индийский океан, разрушаясь в плотных слоях атмосферы.
4. Выход орбитального корабля на околоземную орбиту, с помощью двигателей системы ориентации.
5. Выполнение программы орбитального полёта.
6. Ретроградный импульс гидразиновыми двигателями ориентации, сход с орбиты.
7. Планирование в земной атмосфере. В отличие от “Бурана” посадка осуществляется только вручную, поэтому без экипажа корабль летать не мог.
8. Посадка на космодром, корабль приземляется со скоростью около 300 километров в час, что намного выше скорости посадки обычных самолётов. Для сокращения тормозного пути и нагрузки на шасси, сразу после касания раскрываются тормозные парашюты.

Двигательная установка. Хвост челнока способен раздваиваться, выступая на заключительных этапах посадки воздушным тормозом.

Несмотря на внешнее сходство, космоплан имеет очень мало общего с самолётом, это скорее очень тяжёлый планер. Шаттл не имеет собственных запасов топлива для основных двигателей, поэтому двигатели работают только пока корабль соединён с оранжевым топливным баком (по этой же причине двигатели установлены ассиметрично). В космосе и во время посадки корабль использует только маломощные двигатели ориентации и два маршевых двигателя на гидразиновом топливе (малые двигатели по бокам от основных).

Были планы снабдить Спейс Шаттлы реактивными двигателями, но из-за высокой стоимости и снижения полезной нагрузки корабля весом двигателей и топлива, от реактивных двигателей решили отказаться. Подъёмная сила крыльев корабля небольшая, а сама посадка осуществляется исключительно за счёт использования кинетической энергии схода с орбиты. По сути, корабль планировал с орбиты прямо на космодром. По этой причине у корабля есть только одна попытка для захода на посадку, развернуться и зайти на второй круг челнок уже не сможет. Поэтому НАСА построила по всему миру несколько резервных полос для посадки челноков.

Спейс Шаттл "Дискавери" - люк экипажа.
Эта дверь используется для посадки и высадки членов экипажа. Люк не снабжён воздушным шлюзом и в космосе блокируется. Выходы в открытый космос, стыковку с Мир и МКС экипаж выполнял через шлюз в грузовом отсеке на “спине” корабля.

Герметичный костюм для взлёта и посадки космического челнока.

Первые тестовые полёты челноков снабжались креслами-катапультами, которые позволяли аварийно покинуть корабль, потом катапульту убрали. Так же был один из аварийных сценариев посадки, когда экипаж покидал корабль на парашютах на последнем этапе спуска. Характерный оранжевый цвет костюма был выбран для упрощения проведения спасательных работ в случае аварийной посадки. В отличие от космического скафандра, этот костюм не имеет системы тепло-распределения и для выхода в открытый космос не предназначен. В случае полной разгерметизации корабля даже при наличии гермокостюма шансов выжить хотя бы несколько часов - немного.

Спейс Шаттл "Дискавери" - шасси и керамическая обшивка днища и крыла.

Скафандр для работы в открытом космосе программы Спейс Шаттл.

Катастрофы
Из 5 построенных кораблей 2 погибли вместе со всем экипажем.

Катастрофа Шаттла “Челленджер” миссия STS-51L

28 января 1986 года челнок “Челленджер” взорвался через 73 секунды после старта из-за аварии уплотнительного кольца твердотопливного ускорителя, прорвавшаяся сквозь щель, струя огня расплавила топливный бак и привела ко взрыву запаса жидкого водорода и кислорода. Экипаж, по всей видимости, уцелел непосредственно во взрыве, но кабина не была оборудована парашютами или другими средствами спасения и разбилась о воду.

После катастрофы Челленджера, NASA разработала несколько процедур спасения экипажа, во время взлёта и посадки, но ни одни из этих сценариев всё равно не смог бы спасти экипаж “Челленджера”, даже если бы он был предусмотрен.

Катастрофа шаттла “Колумбия” миссия STS-107
Обломки шаттла “Колумбия” сгорают в атмосфере.

Участок тепловой обшивки кромки крыла оказался повреждён при запуске двумя неделями ранее, отвалившимся куском теплоизоляционной пены, покрывающей бак с топливом (бак заполняется жидким кислородом и водородом, поэтому изоляционная пена позволяет избежать образование льда и уменьшить испарение топлива). Этот факт заметили, но не придали должного значения исходя из того, что в любом случае астронавты мало что могут сделать. В результате пролёт проходил штатно до этапа возвращения в атмосферу 1 февраля 2003 года.

Здесь хорошо заметно, что тепловой щит покрывает только кромку крыла. (Именно здесь “Колумбия” получила повреждение).

Под воздействием высоких температур плитка тепловой обшивки разрушилась и на высоте около 60 километров, высокотемпературная плазма прорвалась в алюминиевые конструкции крыла. Ещё через несколько секунд крыло разрушилось, на скорости порядка 10 мах, корабль потерял устойчивость и был уничтожен аэродинамическими силами. До того как в экспозиции музея появилась “Дискавери”, на этом же месте был выставлен Энтерпрайз (Тренировочный шаттл который совершал только атмосферные полёты).

Комиссия по расследованию инцидента вырезала фрагмент крыла музейного экспоната для проведения экспертизы. Специальной пушкой по кромке крыла выстреливались куски пены и оценивался ущерб. Именно этот эксперимент помог прийти к однозначному заключению о причинах катастрофы. Большую роль в трагедии сыграл и человеческий фактор, сотрудники NASA недооценили ущерб, полученный кораблём на этапе старта.

Простой обзор крыла в открытом космосе мог выявить повреждение, но ЦУП не дал экипажу такой команды, считая, что проблему можно решить по возвращению на Землю, а даже если повреждения необратимы, экипаж всё равно ничего не сможет сделать и нет смысла напрасно волновать астронавтов. Хотя это было не так, к старту готовился челнок “Атлантис”, который можно было бы использовать для проведения спасательной операции. Аварийный протокол, который примут на вооружение во всех последующих полётах.

Среди обломков корабля удалось найти видеозапись которую астронавты вели во время входа в атмосферу. Официально запись обрывается за несколько минут до начала катастрофы, но я сильно подозреваю, что NASA решила не публиковать последние секунды жизни астронавтов по этическим соображениям. Экипаж не знал о грозящей им гибели, глядя на бушующую за иллюминаторами корабля плазму кто-то из астронавтов шутит “Не хотелось бы сейчас оказаться снаружи”, не зная, что именно этого ждёт весь экипаж буквально через несколько минут. Жизнь полна мрачной иронии.

Прекращение программы

Логотип окончания программы Спейс Шаттл (слева) и памятная монета (справа). Монеты изготовлены из металла побывавшего в космосе в рамках первой миссии шаттла “Колумбия” STS-1

Гибель космического шаттла "Колумбия" поставила серьёзный вопрос о безопасности оставшихся 3 кораблей, находившихся к тому моменту в эксплуатации свыше 25 лет. В результате, последующие полёты стали проходить с сокращённым экипажем, а в резерве всегда держали ещё один челнок, готовый к пуску, который смог бы провести спасательную операцию. В сочетании со сменой акцентов правительства США на коммерческое освоение космоса, эти факторы привели к прекращению программы в 2011 году. Последним полётом челноков стал старт «Атлантиса» к МКС 8 июля 2011 года.

Программа Спейс Шаттл сделала огромный вклад в освоение космоса и развития знаний и опыта о работе на орбите. Без Спейс Шаттл, строительство МКС было бы совершенно другим и вряд ли на сегодняшний день было бы близко к завершению. С другой стороны, существует мнение, что программа Спейс Шаттл сдерживала NASA последние 35 лет, требуя больших затраты на обслуживание челноков: стоимость одного полёта составляла около 500 миллионов долларов, для сравнения, - запуск каждого “Союза” обходился всего в 75-100.

Корабли потребляли средства, которые могли бы пойти на развитие межпланетных программ и более перспективных направлений в исследовании и развитии космоса. Например, строительство более компактного и дешёвого многоразового или одноразового корабля, для тех миссий, где 100 тонный Спейс Шаттл был просто не нужен. Откажись NASA от Спейс Шаттл, развитие космической отрасли США могло бы пойти совсем по-другому.

Как именно, сейчас уже трудно сказать, возможно, у NASA просто не было выбора и не будь челноков, гражданское освоение космоса Америкой могло вообще прекратиться. Уверенно утверждать можно одно, на сегодняшний день корабли Спейс Шаттл были и остаются единственным примером успешной многоразовой космической системы. Советский “Буран” хоть и был построен как многоразовый корабль, в космосе побывал только однажды, впрочем, это совсем другая история.

Взят у lennikov в Виртуальная экскурсия по национальному аэрокосмическому музею Smithsonian: часть вторая

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!